Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

г.Ярославль, ул.Зои Космодемьянской, 10а
+7 (4852) 72-13-19

ВЫБОРОЧНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗАТРАТАМИ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

2 декабря 2011

I. О базовых таблицах «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК»

1. Что такое базовые таблицы «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК»?

Базовые таблицы «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК» представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики страны в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции.

Таблицы «затраты - выпуск» - комплекс таблиц, включающий:

Ø Таблицу ресурсов товаров и услуг (ТР), показывающую детальную картину ресурсов различных видов товаров и услуг (отечественных и импортных) и их использования (на промежуточное потребление, конечное потребление, валовое накопление и экспорт);

Ø Таблицу использования товаров и услуг в ценах покупателей и основных ценах (ТИ), показывающую наряду с детальной картиной ресурсов различных видов товаров и услуг (отечественных и импортных) и их использования (на промежуточное потребление, конечное потребление, валовое накопление и экспорт) еще и процесс образования компонентов добавленной стоимости (оплаты труда, чистых налогов на производство, потребления капитала, валовой прибыли) по отраслям экономики;

Ø Таблицы, характеризующие компоненты стоимости товаров и услуг (таблицы торговых, транспортных наценок, налогов и субсидий на продукты);

Ø Симметричную таблицу «затраты – выпуск» (ТЗВ), ранее нашей стране «межотраслевым балансом производства и называемую в распределения продукции».

В советское время эти таблицы, называемые межотраслевыми балансами, разрабатывались на регулярной основе с 1959-го по 1987 год. Последние базовые таблицы «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК» были разработаны за 1995 год. Эти таблицы были впервые построены на принципиально новой методологии системы национальных счетов, соответствующей рыночной экономике. Однако номенклатуры отраслей и продукции в этих таблицах базировались на действующем в тот момент Общероссийском классификаторе отраслей народного хозяйства, который на сегодняшний день устарел.

2. Почему разработка базовых таблиц не велась с 1995 года?

На это было несколько причин. Во-первых, эту работу можно выполнять только тогда, когда экономика находится в относительно устойчивом состоянии и в период подготовительных работ не меняются информационные и методологические основы. На протяжении всех последних лет происходили существенные изменения в институциональной структуре экономики, сопровождавшиеся довольно высокой инфляцией. Совершенствовалась нормативно-правовая база функционирования экономики, вносились изменения в налоговое законодательство, принимались законы о малом бизнесе и т.д. В организации статистического учёта происходили революционные преобразования в программах статистических наблюдений, внедрялись новые классификаторы видов деятельности и продукции по видам деятельности. Сегодняшнее относительно стабильное состояние экономики и законодательного поля позволяет сформировать базовые таблицы «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК» и осуществить их информационное обеспечение.

3. Как будут использоваться базовые таблицы?

Базовые таблицы «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК» – это, прежде всего, эффективный инструмент для осуществления прогнозирования и выработки экономической политики. Они позволяют проводить сценарные расчеты развития экономики и осуществлять оценку влияния на нее различных факторов, таких как снижение импорта, рост цен на отдельные виды продукции, изменение ставок налогов, увеличение конечного спроса на отдельные товары и услуги и т.д.

Только эти таблицы могут обеспечить органы власти и научно-исследовательские организации детализированной информацией о структурных пропорциях и межотраслевых связях в экономике страны, необходимой для прогнозирования и принятия решений в области экономической политики. Базовые таблицы «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК» необходимы для получения более точных оценок валового внутреннего продукта.

4. Каковы основные этапы разработки базовых таблиц?

Последовательность работ по составлению базовых таблиц «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК» предполагает следующие этапы:

1) обработка материалов выборочного наблюдения, данных текущей статистики и информации, полученной от других субъектов официального статистического учета, в целях информационного обеспечения разработки базовых таблиц «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК» и расчета факторной производительности в рамках международного проекта KLEMS;

2) расчет показателей таблиц ресурсов и использования товаров и услуг и формирование рабочих версий этих таблиц;

3) балансировка таблиц ресурсов и использования товаров и услуг;

4) расчет симметричной таблицы «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК»;

5) согласование всего комплекса базовых таблиц «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК»;

6) расчет аналитических показателей таблиц «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК».

5. Предполагается ли разработка региональных межотраслевых балансов?

Распоряжением правительства Российской Федерации Росстату поручено разработать таблицы "затраты - выпуск" за 2011г. по стране в целом. Уже сейчас со стороны научной общественности поступают вопросы о составлении региональных таблиц "затраты - выпуск". Выполнение такой работы осложняется в основном отсутствием целых блоков необходимой информации. Ведь экономика региона представляет собой открытую систему с обширными внешними связями. На территории субъектов Федерации производят продукцию подразделения многотерриториальных компаний, учёт продукции которых осуществляется по внутрикорпоративным ценам. Информацию о результатах деятельности таких подразделений можно получить только от головных предприятий. И только об объёмах производства, без информации о затратах. Данные о товарообмене регионов очень ограничены и не позволяют оценить даже сальдо внешнеторгового обмена. Довольно сложно решать линейные уравнения, где значительное число элементов неизвестно. Однако утверждать, что построение региональных таблиц ресурсов и использования невозможно, тоже неправильно. Всё зависит от задач, которые будут решаться на основе этих таблиц, и какова необходимая степень их точности.

6. Разве не хватает имеющейся информации для создания базовых таблиц? Зачем нужно проводить дополнительное наблюдение?

Имеющаяся статистическая отчетность, несмотря на ее всеобъемлющий характер и широкий круг наблюдаемых показателей, недостаточна для разработки базовых таблиц «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК».

Наиболее проблемным вопросом остается получение информации о затратах на производство, реализацию продукции, структуре основного и оборотного капитала в разрезе детальной номенклатуры продукции. В текущих статистических наблюдениях такого рода информация существует только в весьма обобщенном виде.

Для получения этих данных и проводится выборочное федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов.

II. Актуальность, цели и задачи выборочного федерального статистического наблюдения.

1. С какой целью проводится выборочное наблюдение за затратами?

Одной из главных целей выборочного наблюдения является информационное обеспечение разработкибазовых таблиц «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК».

Разработка базовых таблиц осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009г. № 201-р.

В п.1 распоряжения Росстату поручено:

Ø в целях формирования официальной статистической информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики Российской Федерации, а также повышения качества статистических и прогнозных расчетов макроэкономических показателей разработать базовые таблицы «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК» за 2011;

Ø осуществлять разработку базовых таблиц «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК» на регулярной основе 1 раз в 5 лет.

2. На основании каких нормативно-правовых актов проводится выборочное федеральное статистическое наблюдение?

Выборочное наблюдение проводится на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №201-р.

Правовые основы проведения выборочного федерального статистического наблюдения за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов закреплены в Федеральном законе от 29 ноября 2007г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

3. В какие сроки проводится выборочное наблюдение?

Выборочное наблюдение будет проведено во II квартале 2012 года (по итогам за 2011 год) согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009г. № 201-р.

Данные по показателям выборочного наблюдения от респондентов собираются по итогам за 2011 год в целом.

III. Процедурные и технические вопросы

1. Кто является участником выборочного наблюдения?

Объектами выборочного наблюдения будут являться все категории хозяйствующих субъектов:

Ø коммерческие организации (включая финансовые);

Ø некоммерческие организации;

Ø индивидуальные предприниматели, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

Ø нотариусы, занимающиеся частной практикой;

Ø адвокаты, учредившие адвокатский кабинет.

2. Как будут отбираться предприятия-участники выборочного наблюдения?

Крупные и средние коммерческие организации будут обследоваться в сплошном порядке, поскольку каждая организация такого типа является уникальной, она имеет свою структуру расходов на производство продукции и проводить выборочное обследование среди них достаточно проблематично из-за высокого уровня вероятности ошибки.

Субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, включая бюджетные, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, а также адвокаты, учредившие адвокатский кабинет будут обследоваться в выборочном порядке.

Алгоритмы и размеры выборки для различных категорий хозяйствующих субъектов для проведения выборочного наблюдения будут определены в конце 2011 года после проведения научно-методологических работ.

Списки хозяйствующих субъектов, подлежащих выборочному наблюдению, будут сформированы на основании Статистического регистра Федеральной службы государственной статистики (Статрегистра Росстата) с использованием данных Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО), Единого государственного регистра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), перечня налогоплательщиков, сдающих налоговую отчетность, Федеральной налоговой службы, перечня кредитных организаций Банка России, перечня бюджетополучателей Федерального казначейства, перечня негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам, перечня страховых организаций Федеральной службы страхового надзора.

3. Как будет проходить наблюдение? Нужно будет заполнить бланк?

При проведении выборочного наблюдения будут использованы комбинированные способы наблюдения.

При обследовании юридических лиц будет использован метод заполнения бланков учетным персоналом организаций с последующей их доставкой в Ярославльстат и его подразделения в городах и районах.

При обследовании физических лиц (индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов) будет использоваться метод опроса интервьюерами-экспертами.

4. Какие сведения нужно будет предоставить?

Система показателей выборочного наблюдения должна обеспечить получение комплексной информации о затратах и результатах деятельности хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики.

В ходе выборочного наблюдения сбору будут подлежать следующие сведения о деятельности хозяйствующих субъектов:

Ø оборот, объемы производства и продаж отдельных видов товаров, работ, услуг в стоимостном измерении;

Ø стоимость и состав расходов на приобретение сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, услуг в разрезе группировок ОКПД;

Ø стоимость и состав основных, оборотных средств и нематериальных активов в разрезе детальных группировок продукции;

Ø затраты труда;

Ø состав доходов и расходов бюджетных учреждений.


5. Будет одна форма наблюдения или несколько?

Система показателей выборочного наблюдения будет дифференцирована для различных типов хозяйствующих субъектов в целях оптимизации нагрузки на учетный персонал. В связи с этим разработаны и утверждены следующие формы выборочного наблюдения:

Ø для крупных и средних предприятий (Форма № ТЗВ-КСП);

Ø для бюджетных учреждений (Форма № ТЗВ-бюджет);

Ø для некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (Форма № ТЗВ-НКО);

Ø для малых предприятий (Форма № ТЗВ-МП);

Ø для индивидуальных предпринимателей (Форма № ТЗВ-ИП).

6. Будут ли специалисты органов статистики как-то помогать респондентам?

Для снижения нагрузки на респондентов по заказу Росстата ООО «НПЦ «1С»» разработан специальный программный продукт, обеспечивающий возможность заполнения форм выборочного наблюдения и их печать для последующего предоставления в органы государственной статистики в бумажном или в электронном виде.

Программный продукт с рабочим названием «1С: Обследование затрат предприятий 8» является локальным и может быть установлен любой организацией, как использующей, так и не использующей программные средства для ведения бухгалтерского учета. Для этого необходимо наличие персонального компьютера или ноутбука с минимальными техническими характеристиками.

Программный продукт размещен в свободном доступе на официальных Интернет-сайтах Росстата (www.gsk.ru) и Ярославльстата (www.oblstat.yar.ru). Респонденты, не имеющие доступа в Интернет, могут получить программное обеспечение на внешнем носителе в Ярославльстате по предварительным заявкам.

В настоящее время на сайте Росстата в разделе «Затраты – Выпуск» можно найти номенклатуру товаров и услуг, в разрезе которой будет собираться информация о расходах на производство и продажу продукции крупных и средних организаций. Там же размещен так называемый «Словник». Это автоматизированная поисково-идентификационная система, которая облегчит предприятиям классификацию затрат.

7. Как будет контролироваться точность и достоверность информации, которую предоставляют респонденты?

Точность данных – это основное требование, предъявляемое к статистическому наблюдению. Для выявления и устранения ошибок может применяться счетный и логический контроль собранного материала.

Счетный контроль заключается в проверке точности арифметических расчетов, применявшихся при составлении отчетности или заполнении формуляров обследования.

Логический контроль заключается в проверке ответов путем их логического осмысления или путем сравнения полученных данных с другими источниками. Примером сравнения могут быть сведения о заработной плате работников промышленного предприятия, которые имеются в отчете по труду и в отчете по себестоимости продукции. В торговле примером такого логического контроля может служить сопоставление сведений о фонде оплаты труда, содержащихся как в отчетности по труду, так и в отчете по издержкам обращения.

Следующим этапом является арифметический контроль. Он основывается на использовании количественных связей между различными показателями. Например, если имеются сведения о численности промышленно-производственного персонала, выработке товарной продукции в среднем на одного работающего и стоимости товарной продукции, то произведение первых двух показателей должно дать значение третьего показателя. Если арифметический контроль покажет, что данная зависимость не выполняется, это будет свидетельствовать о недостоверности собранных данных.

Затем с помощью математических методов информация будет скорректирована в направлении средних значений по данному показателю.

Хотелось бы подчеркнуть, что от точности сведений, которые указываются респондентами, зависит достоверность всей статистической информации, формируемой в стране. Достоверная информация необходима для принятия правильных экономических решений. Да и сами предприниматели смогут правильнее строить свою маркетинговую политику и производственную деятельность, только располагая точной, объективно отражающей действительность статистикой.

8. Какая польза от проведения этого обследования респондентам?

Опытные и грамотные бухгалтера предприятий, участвуя в подобных обследованиях, впоследствии используют методику группировки затрат для своего аналитического учёта. Ведь в бизнесе главное – соотнести свои доходы с расходами и найти решения по увеличению доходов при сокращении удельных расходов. Поэтому дополнительная информация о структуре расходов на приобретение товаров и услуг для руководителей предприятий, участвующих в выборочном наблюдении, не будет лишней.

После публикации готовых таблиц «затраты - выпуск» любой производитель сможет найти в таблицах свою отрасль, сравнить свои издержки со среднеотраслевыми и сделать необходимые выводы.

9. Когда будут опубликованы результаты выборочного наблюдения и в каком виде?

Базовые таблицы «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК» за 2011 год будут представлены в Правительство Российской Федерации и официально опубликованы в IV квартале 2015 года. Этот срок обусловлен технологическими причинами, связанными со сбором и обработкой информации.

Помимо таблиц ресурсов и использования товаров и услуг и симметричной таблицы «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК» публикация будет содержать комплекс аналитических показателей, рассчитанных на основе этих таблиц и характеризующих основные макроэкономические пропорции – коэффициенты прямых и полных затрат, структуры промежуточного и конечного спроса, добавленной стоимости и т.д.

10. Доступ к базовым таблицам будет открытым для всех?

Степень открытости, а также детализации показателей базовых таблиц «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК» по продуктам и отраслям для официальной публикации будет определена Межведомственной комиссией по защите государственной тайны после проведения экспертизы этих таблиц на наличие в них сведений, составляющих государственную тайну.

VI. Конфиденциальность и ответственность респондентов

1. Как будет обеспечиваться защита информации и конфиденциальность участников обследования?

Первичные статистические данные, содержащиеся в формах выборочного наблюдения, являются информацией ограниченного доступа. Они не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях информационного обеспечения расчетов показателей базовых таблиц «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК».

Обработка первичных статистических данных, используемых при построении базовых таблиц, расчет и согласование показателей будут проводиться при соблюдении конфиденциальности информации и в условиях, гарантирующих защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения.

Итоговые таблицы «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК» будут содержать только сводные показатели в разрезе отраслей и продукции.

2. Есть ли гарантия, что не произойдет утечки информации?

Утечка первичных данных исключена в силу организации самого процесса обработки информации. Данные респондентов отделяются от бланков на первом этапе, и в дальнейшую обработку идет уже обезличенная информация. Становится невозможным определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту. Тем самым обеспечивается их конфиденциальность.

3. Можно ли быть уверенным в порядочности привлекаемых временных сотрудников органов статистики?

Привлекаемый временный персонал, в том числе, интервьюеры, проходит тщательный отбор опытными кадровыми специалистами органов статистики. Многие из внештатных сотрудников работают с органами статистики не первый год в рамках переписи населения, бизнес-переписи и т.д. и хорошо себя зарекомендовали. Кроме того, как и все лица, получающие доступ к первичным данным респондентов, внештатные сотрудники несут ответственность за разглашение данных – вплоть до уголовной.

4. Участие в выборочном наблюдении обязательное? Можно ли отказаться?

Первичные статистические данные предоставляются хозяйствующими субъектами в обязательном порядке. Ответственность за непредставление данных предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ в статье 13.19 «Нарушение порядка представления статистической информации». Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа. После этого респондент все равно будет обязан предоставить информацию.

Дата изменения: 02.12.2011 09:17:14

Возврат к списку