г.Ярославль, ул.Зои Космодемьянской, 10а
+7 (4852) 72-13-19
Прокуратурой Ярославского района проведена проверка соблюдения земельного законодательства на территории муниципального района, в том числе при предоставлении администрациями сельских поселений земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства (далее-ЛПХ). В ходе проведенной проверки были изучены документы, имеющиеся в распоряжении администраций ЯМР о предоставлении гражданам, которые зарегистрированы и постоянно проживают в городском округе, земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории Ярославского муниципального района.
Согласно п. 3 и п.4 ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (Далее – ФЗ об ЛПХ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (п.3) или гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, но только при наличии свободных земельных участков (п.4).
Под свободными земельными участками следует понимать такие земельные участки, предоставление которых для указанных целей не нарушает законные права и интересы отдельных лиц заинтересованных в получении данных земельных участков и имеющих право на получение данных земельных участков. К таким лицам согласно ч.6 ст. 39.5 ЗК РФ относятся граждане, имеющие трех и более детей, которые образуют отдельную категорию граждан а также являются социально незащищенными слоями населения.
В ходе проверки установлено, что в сельских поселениях имеется очередь из льготной категории граждан претендующих на получение земельных участков в данном сельском поселении на безвозмездной основе, а предоставление земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства не относящимся к такой категории гражданам является прямым нарушением требований п.4 ст. 3 ФЗ об ЛПХ и по своей сути является предоставлением Администрацией сельского поселения преимущества перед льготной категорией граждан, что противоречит смыслу, целям и задачам земельного законодательства.
Таким образом, предоставление в аренду земельных участков для ведения ЛПХ при наличии очереди из льготной категории граждан, претендующих на предоставляемые в аренду для ЛПХ участки, нарушает права и законные интересы таких граждан на получение земельных участков бесплатно
С заявлениями о предоставлении земельных участков для ведения ЛПХ, зачастую обращаются граждане, зарегистрированные и постоянно проживающие в г. Ярославле. Пунктом 4 ст. 3 ФЗ об ЛПХ предусмотрено предоставление земельных участков гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях.
Статья 2 Устава города Ярославля наделяет его статусом городского округа.
Как следует из ст. 2 ФЗ от 06.10.03 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ является самостоятельным видом муниципального образования и не входит в состав городского поселения на том основании, что городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют как полномочия по решению вопросов местного значения поселения, так и полномочия по решению вопросов местного значения муниципального района, установленные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ понятие "городской округ" определяется через понятие "городское поселение". Тем не менее, городские округа являются самостоятельным видом муниципальных образований, так как, в отличие от городских поселений, не входят в состав муниципального района.
На основании изложенного следует, что заявители зарегистрированые и постоянно проживающие на территории городского округа, не относятся к той категории граждан, которые согласно п.4 ст. 3 ФЗ об ЛПХ имеют право на предоставление земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства.
Но необходимо иметь в виду, что граждане, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских или городских поселениях а также в городских округах, могут приобрести земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства как в сельских поселениях, так и в городских поселениях, в порядке гражданского оборота таких земельных участков (купля-продажа, дарение, наследование, обмен, аренда и другие сделки, так как на земельные участки личного подсобного хозяйства разрешен свободный оборот в соответствии с п.6 ст.4 ФЗ об ЛПХ.
Согласно ст. 39.18 ЗК РФ п.1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
2. В извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В нарушение вышеуказанных норм земельного законодательства на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» до настоящего времени извещения о предоставлении земельного участка администраций поселений отсутствуют.
Таким образом, нарушен принцип публичности, открытости, справедливости при предоставлении земельных участков.
Пунктом 2 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" установлено, что в случае приобретения земельного участка в собственность одним из супругов к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается нотариально заверенное согласие супруга на приобретение в собственность земельного участка.
В материалах, имеющихся в администрации поселения нотариально заверенные согласия супругов на приобретение в собственность земельных участков отсутствуют.
Согласно п.3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Так, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ, в случае, если принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, размещено или опубликовано извещение о проведении торгов, опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений.
Исключений из данного правила Федеральным законом N 171-ФЗ не предусмотрено.
Таким образом, в связи с обращением граждан, обратившихся до 1.03.2015г. в ЯМР за приобретением земельного участка не связанного со строительством, и по которому администрация ЯМР не приняла решение об утверждении схемы расположения земельного участка, администрации следует пояснить о необходимости проведения процедуры в соответствии с изменениями ЗК РФ, вступившими в силу с 1.03.2015 г. И утверждение схем расположения земельных участков таким категориям граждан не допустимо. Статьей 19.9 КоАП РФ за нарушение порядка предоставления земельных участков предусмотрена административная ответственность.
Злоупотребления полномочиями публичными субъектами в земельных правоотношениях проявляются в ненадлежащем использовании органами местного самоуправления своих прав и обязанностей (полномочий), что выражается в создании препятствий для реализации правомочий собственников земельных участков, иных правообладателей и (или) в создании преимуществ для одних лиц перед другими.
Невыполнение уполномоченными органами своих обязанностей и полномочий, возложенных на них земельным законодательством, а также несоблюдение установленных процедур предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и для индивидуального жилищного строительства, выразившихся в неопубликовании извещений о предоставлении земельных участков на официальном сайте уполномоченного органа в сети « Интернет» является нарушением ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ « О защите конкуренции» в части необходимости соблюдения органами власти запрета на осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Ущемление граждан, юридических лиц и предпринимателей при предоставлении земельных участков является следствием неполноты правового регулирования в данной сфере, которая дает возможность должностному лицу поступать по собственному усмотрению.
Равные возможности граждан и организаций при использовании и приобретении публичной собственности могут быть обеспечены только с помощью адекватного юридического инструментария в виде конкурентных процедур, отсутствие которых - серьезнейший коррупциогенный фактор.
Заместитель прокурора Ярославского района
советник юстиции Г.В.Брежнева