Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

г.Ярославль, ул.Зои Космодемьянской, 10а
+7 (4852) 72-13-19

Система образования Ярославского муниципального района обеспечивает высокий уровень качества и доступности образовательных ресурсов и услуг, создавая условия для максимальной реализации возможностей личности.
В Ярославском муниципальном районе функционирует сеть образовательных учреждений, состоящая из 49-ти учреждений, в том числе 14 дошкольных, 28 общеобразовательных (11 из них реализуют программы дошкольного образования), 6 учреждений дополнительного образования, 1 детский оздоровительно-образовательный центр.
Все 49 образовательных учреждений являются самостоятельными юридическими лицами. Доля учреждений образования, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности, на 1.06.2008 года составляет 98%. Нелицензировано только одно учреждение дополнительного образования детей - детский оздоровительно-образовательный центр «Иволга», т.к. это сезонно работающее учреждение, не требующее лицензирования. Но следует отметить, что ежегодно на открытие оздоровительно-образовательных смен в летний период имеются разрешения Пожнадзора и Роспотребнадзора, своевременно устраняются все замечания по предписаниям данных организаций.
Реализация программы «Развитие образования ЯМР на 2009-2011 годы», на выполнение которой в течение 3-х лет выделено почти 13 миллионов рублей, основана на выстраивании кадровой политики в отрасли. В первую очередь, через системную переподготовку кадров на курсах повышения квалификации и их аттестацию, инновационную деятельность, проведение конкурсов профессионального мастерства, семинаров и создания условий для организации учебно-воспитательного процесса.
Ежегодно выпускники школ ЯМР награждаются золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении». По результатам итоговой аттестации 2007-2008 учебного года 6 учащихся получили золотые медали и 12 – серебряные.
Все учреждения общего образования переходят на новое содержание образования и новые образовательные стандарты. В школах ведется целенаправленная работа по осуществлению предпрофильного обучения в 9-х классах. В настоящее время 9 общеобразовательных школ работают по профильным учебным планам. В 2007-2008 году 30% обучающихся 10-11 классов осваивали один или несколько предметов на профильном уровне. В 2008-2009г данный показатель увеличен до 35%.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья расширена система коррекционного обучения через открытие специальных (коррекционных) классов 7 вида и создание разновозрастных классов-групп 8 вида в 18 образовательных учреждениях, которые лицензированы по данному виду деятельности. В связи с тем, что в настоящее время наблюдается прогрессирующий рост количества учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в 2008-2009 учебном году количество специальных (коррекционных) классов увеличено с 26 до 33.
Одним из важнейших направлений развития образования является усиление общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями. В целях развития государственно-общественного характера управления в школах района работают общественные органы: совет школы, попечительский совет и управляющий совет. Ведется работа по созданию управляющих советов в образовательных учреждениях крупных населенных пунктов.
Одним из эффективных способов информирования общественности о происходящих изменениях в образовательном учреждении является публичный отчет. В 2007-2008 учебном году все школы и детские сады района выступили перед общественностью и учредителем с публичным докладом, что составило 86% от общего числа образовательных учреждений. Учитывая, что открытый отчет может стать механизмом получения общественной поддержки, повышения качества образования, в следующем учебном году планируется использовать данную практику и учреждениями дополнительного образования детей.
Большое внимание в районе уделяется организации питания школьников. Охват обещающихся питанием увеличился с 80% до 84%. Администрация ЯМР продолжает искать пути и средства для полного охвата школьников питанием. Управлением образования Администрации ЯМР была разработана программа «Организация питания в образовательных учреждениях Ярославского муниципального района», главной целью которой является обеспечение каждого учащегося полноценным питанием и проведен аукцион на определение поставщиков питания.
В 2008 году в школах района 30 компьютерных классов, подключено к сети Интернет 27 общеобразовательных школ.
Ярославский муниципальный район участвует в эксперименте по отработке системы государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ. По результатам итоговой аттестации в 2008 году 76% учащихся получили положительные оценки.
97% выпускников 9-х классов получили документ об основном общем образовании.
На базе образовательных учреждений района: Красноткацкая СОШ, Кузнечихинская СОШ, Дубковская СОШ, Григорьевская СОШ, Глебовская ООШ, Пестрецовская ООШ, Карабихская ООШ, Леснополянская НОШ, Ананьинская ООШ и Медягинская ООШ осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность, как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
. Образовательные учреждения Ярославского муниципального района включились в работу по реализации двух областных проектов: «Самооценка образовательного учреждения» и «Формирование системы муниципальной статистики». Основные направления муниципальной Программы развития образования отрабатываются учреждениями образования через муниципальные проекты: «Создание условий для формирования индивидуальных траекторий (программ) обучающихся» и «Освоение (внедрение) новых образовательных технологий». В процессе работы над проектами на базе школ района проведено более 26 семинаров, круглых столов и конференций. В ходе реализации программ:
сформирована муниципальная система образовательной статистики состояния системы образования;
создана модель организации обучения школьников по индивидуальным образовательным программам;
разработана и апробирована модель самооценки деятельности учреждений образования;
внедрены в практику работы школ современные образовательные технологии, в том числе с использованием ИКТ, обеспечивающие повышение качества и индивидуализацию образования;
наработаны методический и дидактический материалы к урокам.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования в ЯМР в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы "Дети России" является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенци­альных возможностей. В целях осуществления данного направления в районе сформирована система проведения мероприятий, которая охватывает более 50 процентов детского населения школьного возраста. Количество победителей районных олимпиад, конкурсов, конференций, соревнований, турниров увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом.
В 2007-2008 учебном году::
446 школьников ОУ стали участниками 64-х всероссийских, региональных олимпиад, конкурсов, проектов, конференций, спортивных состязаний.
77 школьников завоевали 105 призовых мест во всероссийских, региональных олимпиадах, конкурсах, проектах, конференциях и спортивных состязаниях,,
По итогам областной спартакиады учащихся сельских общеобразовательных школ за 2007-2008 учебный год команды школьников Ярославского муниципального района заняли в общем зачете 1 место.
В районе в целях стимулирования творческой активности, морального поощрения и материальной поддержки наиболее одаренных детей ежегодно осуществляется:
выделение стипендий Главы района одаренным детям за высокие результаты в учебной деятельности и достижения в спорте,
вручение премий Главы района выпускникам, награжденным за особые успехи в учении золотой и серебряной медалями;
обеспечение участия победителей и призеров районных олимпиад в областном этапе Всероссийской олимпиады;
награждение дипломами и памятными подарками победителей конкурсов, конференций, соревнований и иных подобных мероприятий;
чествование победителей и призеров районных олимпиад, ежегодное награждение их грамотами и памятными подарками на районном празднике «Олимп».
В условиях развития современного общества и приоритета демографической политики одна из первостепенных задач района – сохранение и развитие системы дошкольного образования, обеспечение доступности качественного дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения. В Ярославском районе увеличивается число мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет открытия дополнительных групп в действующих детских садах и общеобразовательных учреждениях. За последние два года дополнительно открыто 18 дошкольных групп, из них в 2007 году – 7 групп, а в 2008 году – открыты еще 5 групп.
Расширение доступности в получении дошкольного образования становится одним из приоритетов социальной политики в районе. Важным шагом в обеспечении этого является массовый охват детей дошкольным образованием. В сравнении с 2007 годом количество детей, посещающих ДОУ, увеличилось на 83 человека, за счет открытия 5 дополнительных групп.
Растет количество воспитанников ДОУ, которые занимаются в кружках, секциях. В 2007-2008 учебном году количество дошкольников, охваченных дополнительными образовательными и физкультурно-оздоровительными услугами, увеличилось с 236 до 375 человек.
С целью удовлетворения потребности детей на получение качественного специального (коррекционного) образования увеличилось количество групп компенсирующего вида с 1 до 5..
По запросам родителей изменен режим пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях и увеличилось количество групп с 12-ти часовым пребыванием детей с 10 до 26 .
С целью обеспечения дошкольников качественным и сбалансированным питанием увеличена дотация на питание за счет средств районного с 19 руб. до 25 руб.
В связи с проводимыми мероприятиями по созданию дополнительных мест в ДОУ увеличился охват детей дошкольным образованием в возрасте: от 0 до 7 лет – с 53,3% до 57%, от 1,5 до 6,5 –с 57% до 67,7%.
Образовательная деятельность учреждений дополнительного образования Ярославского муниципального района: центра внешкольной работы «Радуга» в д. Кузнечиха, 3-х центров детского творчества «Солнышко» в п. Дубки, «Ступеньки» в п. Красные Ткачи, ЦДТ «Шанс» п. Щедрино, дома детского творчества «Алые паруса» в п. Ивняки, детско-юношеской спортивной школы п. Лесная Поляна и детского оздоровительно-образовательного лагеря «Иволга» осуществляется через создание творческих объединений детей и работу кружков, секций, студий и т.д.
В учреждениях дополнительного образования детей созданы все условия для работы творческих объединений различной направленности: эколого-биологической, технического творчества, спортивно-технической, туристско-краеведческой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, социально-педагогической, культурологической..
В 2007-2008 учебном году в 195 творческих объединениях занималось 3269 школьников и детей дошкольного возраста. По сравнению с 2006-2007 учебным годом количество занимающихся увеличилось на 160 человек. Наибольшее количество детей занимается в спортивных и художественно-эстетических объединениях. 187 кружков и спортивных секций работает на базе общеобразовательных школ.
Управление образования ведет целенаправленную работу по организации летнего отдыха и обеспечению временной занятости подростков в период школьных каникул.
В летний период 2008 года в ЯМР на базе общеобразовательных школ работало 25 детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием учащихся, в которых отдохнуло более тысячи детей, из них 121 из многодетных семей и 323 из малообеспеченных.
В детском оздоровительно-образовательном центре «Иволга» в летний период полноценным отдыхом было обеспечено более 600 детей. ;
В ЦДТ «Солнышко» поселка Дубки традиционно в июле организована работа профильных палаточных лагерей «Юный любитель природы» и «Школа выживания».
В летний период школьники имеют возможность поработать в трудовых бригадах на базе учреждений образования, культуры, центров социального обслуживания населения.. В 2008 году трудоустроено 845 детей.
В структуре управления образования функционирует отдел опеки и попечительства, обязанностью которого является защита прав более 9-ти тысяч детей района. На учете в отделе опеки и попечительства состоит 210 детей, оставшихся без родительского попечения, из них 155 имеют статус сироты. С 2006 года в Ярославском муниципальном районе практикуется форма воспитания детей в приемной семье. В настоящее время в 22 приемных семьях ЯМР воспитываются 27 детей. Сегодня идет подготовительная работа по созданию службы сопровождения приемных семей.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы учреждений образования ЯМР является организация ученического самоуправления и создание детских общественных организаций в образовательных учреждениях. Леснополянская начальная школа – детский сад явилась инициатором проведения семинара «Роль общественной организации в школьном самоуправлении». На семинаре был обобщен опыт работы школы по созданию общественной организации «Русичи» и ее роли в жизни образовательного учреждения.
На базе лечебно-оздоровительного комплекса «Сахареж» ежегодно проводится традиционный выездной лагерь актива учащихся школ Ярославского района, целью которого является формирование активной жизненной позиции у детей и подростков. Участники сбора учатся организовывать свою школьную жизнь, разрабатывают сценарии досуговых мероприятий, проводят дискуссии по различным вопросам гражданского воспитания.
В образовательных учреждениях Ярославского муниципального района созданы все условия для организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В каждой школе района реализуется комплексный план по профилактике и предупреждению правонарушений среди детей и подростков, профилактике употребления психоактивных веществ. В 13 ОУ реализуются образовательные программы по профилактике злоупотребления ПАВ, в 15- программы организации профилактических мероприятий.
Особое внимание уделено организации досуговой деятельности с детьми, нуждающимися в особом внимании, с «трудными», с детьми из асоциальных семей. Ежегодно в период с сентября по декабрь в районе проводится многоэтапная акция «Выбери жизнь…». Практически все общеобразовательные школы принимают активное участие в этой акции. В Ярославском районе стал традиционным профилактический сбор для трудных подростков, на который направляются наиболее проблемные дети, находящиеся на внутришкольном учете в ОУ.
Вся система образования в целом и образовательное учреждение в отдельности определили в своих программах курс на развитие по созданию условий для достижения высокого уровня образования в ЯМР.

Инновационная деятельность образовательных учреждений ЯМР.

В настоящее время в России началась реализация Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Исходя из ее установок, главной задачей современной школы является выявление и развитие способностей каждого школьника, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Действительно, от уровня подготовленности миллионов российских школьников зависит, насколько наша страна сможет выбрать и обеспечить инновационный путь развития.
Выступая в ноябре 2009 г. с ежегодным посланием к Федеральному собранию, Президент России Д.А. Медведев особое внимание уделил тому, что именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений..
В этих условиях, как никогда становится актуальной инновационная деятельность образовательных учреждений и педагогов. В Ярославском муниципальном районе 8 школ: Ананьинская ООШ, Григорьевская СОШ, Дубковская СОШ, Карабихская ООШ, Красноткацкая СОШ, Кузнечихинская СОШ, Медягинская ООШ, Леснополянская начальная школа-детский сад являются региональными экспериментальными площадками. А Леснополянская начальная школа-детский сад является еще и федеральной экспериментальной площадкой, реализующей тему «Новая жизнь педагогического наследия К.Д.Ушинского в современной школе».
На муниципальном уровне инновационная деятельность осуществляется на базе стажерских площадок. В октябре 2009 года продолжили свою работу стажерские площадки, организованные на базе образовательных учреждений. 11 образовательных учреждений, имеющих передовой педагогический опыт по различным направлениям инновационной деятельности, будут заниматься обучением 150-ти педагогов и управленцев по таким актуальным направлениям, как: здоровьесбережение участников образовательного процесса, информатизация, психолого-педагогическое сопровождение, развитие воспитательного потенциала образовательного процесса, технологии обучения, управление образовательным учреждением, обновление содержания образования. Кроме стажерских площадок, на базе шести образовательных учреждений района организована деятельность консультационных пунктов. Педагоги и руководители ОУ района готовы оказать помощь и дать консультации по различным направлениям: подготовка обучающихся к ЕГЭ по русскому языку, физике; организация профильного обучения; современные образовательные технологии, организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стажерские площадки

1

МОУ Григорьевская СОШ

Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по немецкому языку

2

МОУ Ивняковская СОШ

Нормативно-правовое обеспечение функционирования образовательного учреждения

3

МОУ Красноткацкая СОШ

Использование компьютерных технологий на уроках истории

4

МОУ Кузнечихинская СОШ

Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе как средство формирования ключевых компетенций школьников

5

МОУ Леснополянская
нш-дс

Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса

6

МОУ Мокеевская СОШ

Работа школьного музея как системообразующий фактор воспитательной работы школы

7

МОУ Мокеевская СОШ

Применение ИКТ на уроках технологии

8

МОУ Мордвиновская СОШ

Электронный Портфолио педагога как средство повышения профессиональной компетентности

9

МОУ Сарафоновская СОШ

Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в образовательном процессе»»

10

МОУ Толбухинская СОШ

Организация смены летнего школьного лагеря

11

МОУ Туношенская СОШ

Освоение и применение ЦОР в образовательном процессе

12

МОУ Карабихская ООШ

Школа молодого педагога

Консультационные пункты

1

МОУ Григорьевская СОШ

Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ

2

МОУ Карачихская СОШ

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях общеобразовательной школы

3

МОУ Красноткацкая СОШ

Организация профильного обучения в общеобразовательной школе

4

МОУ Михайловская СОШ

Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по физике в форме ЕГЭ

5

МОУ СОШ п. Ярославка

Организация проектной деятельности школьников с целью реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

6

МОУ ВСШ

Организация работы с трудными детьми и их семьями


19 руководящих и педагогических работников ЯМР по итогам 2009 года награждены государственными и отраслевыми наградами.
Указом Президента РФ почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присвоено Елене Михайловне Панкратовой, учителю физики МОУ Михайловской СОШ.
Приказом Министерства образования и науки РФ 18 сотрудников районной системы образования получили звание «Почетный работник общего образования» и почетные грамоты за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников; за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста.

Нагрудным знаком «Почётный работник общего образования» награждены:

- Кондря Татьяна Николаевна, ведущий специалист управления образования;
- Мухина Мария Петровна, директор МОУ Красноткацкой СОШ;
- Иванова Нина Викторовна, заведующая МДОУ д/с общеразвивающего вида № 1 «Тополёк»;
- Жукова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ Дубковской СОШ;
- Лосева Наталья Владимировна, учитель начальных классов Леснополянской НШ-ДС.

Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ награждены:

- Курицина Ирина Владимировна, директор МОУ Спасской СОШ;
- Белова Елена Николаевна, учитель истории МОУ Курбской СОШ;
- Булавина Тамара Борисовна, воспитатель МДОУ д/с комбинированного вида № 16 «Ягодка»;
- Гильфанова Юлия Расимовна, учитель истории МОУ Туношенской СОШ;
- Гвоздарева Нина Михайловна, учитель физики МОУ Карачихской ООШ;
- Коваленко Елена Николаевна, заместитель директора по УВР МОУ СОШ п. Ярославка;
- Козловская Светлана Георгиевна, заместитель директора по УВР МОУ Сарафоновской СОШ;
- Коновалова Галина Николаевна, учитель начальных классов МОУ Михайловской СОШ;
- Кусакина Елена Альбертовна, учитель географии МОУ Кузнечихинской СОШ;
- Лобанова Светлана Станиславовна, учитель физики и математики МОУ Лучинской СОШ;
- Медведева Галина Александровна, воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида № 42 «Родничок»;
- Талицина Наталья Геннадьевна, учитель физической культуры МОУ Красноткацкой СОШ;
- Чернявская Татьяна Васильевна, учитель физкультуры МОУ Мордвиновской СОШ.

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель Года России».

Предмет соревнований - педагогическое мастерство учителей, реализующих инновационную деятельность в образовательном процессе. В этом году участниками районного этапа конкурса стали учителя начальных классов, физической культуры, истории и математики из 6 школ: Ивняковской СОШ, Кузнечихинской СОШ, Курбской СОШ, Лучинской СОШ, Туношенской СОШ, вечерней сменной школы. Перед педагогами стояла нелегкая задача - не только провести урок на высшем уровне, но и провести самоанализ, а затем представить творческую презентацию с описанием педагогического опыта.
Победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель Года России» стал учитель физической культуры Кузнечихинской СОШ Шулин Артем Вячеславович. Именно он будет представлять Ярославский район на региональном этапе конкурса. Учитель начальных классов МОУ Туношенской СОШ Смирнова Нина Павловна, заняла в конкурсе 2 место.
Стоит отметить, что учителя Ярославского района ежегодно становятся участниками и победителями конкурса лучших учителей, реализующих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2009 годув число победителей вошли Пугачева Галина Васильевна, учитель биологии МОУ Ананьинской ООШ, Ушакова Ангелина Александровна, учитель химии МОУ Мокеевской СОШ, Хохлова Татьяна Геннадьевна, учитель биологии МОУ Дубковская СОШ.