Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

г.Ярославль, ул.Зои Космодемьянской, 10а
+7 (4852) 72-13-19

ОБОБЩЕННЫЕ ОТВЕТЫ на вопросы, полученные до и во время публичного обсуждения правоприменительной практики осуществления департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области контрольно-надзорной деятельности 27 декабря 2019 года

31.01.2020

Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области провел публичное обсуждение правоприменительной практики в сфере государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия за 2019 год. Публичное обсуждение состоялось 27 декабря 2019 года в 14 ч. 00 мин. по адресу: г. Ярославль, Советская пл., д. 3, аудитория 236.

В рамках обсуждения были освещены вопросы правоприменительной практики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия по итогам 2019 года, разъяснены типовые нарушения обязательных требований, состоялось обсуждение проблемных вопросов, возникающих у владельцев объектов культурного наследия.

1. В административном регламенте осуществления функции по региональному государственному надзору основанием для проведения проверки является причинение вреда ОКН или угроза причинения вреда. Как и кем определяется (оценивается) наличие этих оснований?

Установлены ли критерии, по которым определяется факт причинения вреда или угроза причинения вреда объектам культурного наследия?

Наличие оснований, по которым следует полагать, что причинен вред или создана угроза причинения вреда объекту культурного наследия, оценивается должностными лицами департамента, уполномоченными на осуществление государственного надзора.

Критерии, по которым определяется факт причинения вреда или угроза причинения вреда, федеральным законодательством не установлены.

Состояние объекта культурного наследия уполномочен определять сотрудник органа охраны объектов культурного наследия в силу положений Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) в акте осмотра (технического состояния) объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований области, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия.

Состояние объекта культурного наследия будет считаться надлежащим, если несущие конструкции здания не повреждены, отсутствуют существенные дефекты штукатурного, кровельного покрытия, не повреждены декоративные и иные архитектурные элементы здания.

То техническое состояние объекта культурного наследия, в котором правообладатель обязан его содержать, достигается выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии со ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ, а также соблюдением требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, установленных статьей 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.

Меры по поддержанию надлежащего технического состояния ОКН также определены в Федеральном законе № 73-ФЗ и в охранном обязательстве правообладателя объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В соответствии с пунктом 4 статьи 50.1 Федерального закона № 73-ФЗ Под неудовлетворительным состоянием объекта культурного наследия, включенного в реестр, понимается такое состояние объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, которое создает угрозу его физической утраты.

Критерии отнесения объектов культурного наследия, включенных в реестр, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 646 «Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии».

Решение о признании находящимся в неудовлетворительном состоянии объекта культурного наследия, не являющегося многоквартирным жилым домом, принимается при наличии не менее 3 условий из нижеперечисленных:

- утрата инженерных коммуникаций (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение);

- деформация фундамента, цоколей, отмосток;

- горизонтальные и вертикальные сквозные трещины в стенах;

- прогиб, нарушение покрытия кровли или ее отсутствие;

- деформация перекрытий или их отсутствие;

- отсутствие заполнения дверных и оконных проемов.

О ненадлежащем состоянии объекта культурного наследия может свидетельствовать наличие одного из вышеперечисленных условий.

2. Контролируется ли исполнение предостережения?

Если предостережение в добровольном порядке не исполняется, какие меры по государственному надзору должны приниматься?

Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее – предостережение) является мерой, направленной на профилактику нарушений обязательных требований, в соответствии с ч. 7 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.

Предостережение выдается владельцу объекта культурного наследия при выявлении по результатам мероприятий по контролю признаков нарушений обязательных требований, а также при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред объектам культурного наследия.

В предостережении орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля предлагает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Правила составления и направления предостережений субъектам предпринимательской деятельности установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 166.

В отличие от выдачи предписания, возможность объявления предостережения не позволяет применять к подконтрольным субъектам мер административного взыскания.

Однако при наличии соответствующих оснований орган контроля вправе провести контрольно-надзорное мероприятие и по его результатам применить к подконтрольному субъекту меры административного взыскания.

3. В случае отсутствия охранного обязательства, установившего перечень и виды работ по сохранению объекта культурного наследия (или наличия охранного обязательства с неактуальными видами и сроками работ) проводятся ли мероприятия по государственному надзору?

Возможно ли в данном случае привлечение к административной ответственности, если собственник не выполняет требований к содержанию ОКН, не обеспечивает поддержание объекта в надлежащем состоянии?

Отсутствие охранного обязательства не является основанием для непроведения контрольно-надзорных мероприятий.

Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются департаментом с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного департаментом акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

В случае отсутствия утвержденного охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, а также при наличии охранного обязательства с истекшими сроками выполнения работ по сохранению, привлечение к административной ответственности возможно, при наличии вины поднадзорного субъекта.

Охранное обязательство в силу п. 1 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ содержит требования в отношении ОКН, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, является ограничением прав собственника, представляет собой перечень требований законодательства об охране объектов культурного наследия, в том числе и запретов.

В случае необходимости департаментом могут быть установлены дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия, в силу п. 3 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ.

Неисполнение требований закона само по себе является основанием для привлечения к ответственности. Если отсутствует утвержденное охранное обязательство, тот факт, что собственник ОКН знал о нахождении в его собственности объекта культурного наследия, может быть подтвержден иными доказательствами.

Переписка с собственником, предостережения, обременение имущества, зарегистрированное в ЕГРП и др. доказательства, - свидетельствуют о том, что поднадзорный субъект знал о наличии у него в собственности объекта культурного наследия.

4. Какие меры срочного реагирования должны быть предприняты органом местного самоуправления муниципального образования при обнаружении факта причинения вреда объекту культурного наследия?

Меры срочного реагирования в случае обнаружения факта причинения вреда объекту культурного наследия включают в себя звонок в единую диспетчерскую службу администрации муниципального образования, с последующим выездом сотрудников муниципального органа охраны объектов культурного наследия на место и срочным обращением в межмуниципальное управление/отдел МВД России, прокуратуру района, департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области.

С целью недопущения фактов причинения вредя объектам культурного наследия муниципальные образования разрабатывают и размещают на своих сайтах регламенты взаимодействия при обнаружении противоправных действий в отношении объектов культурного наследия, расположенных на территории муниципальных образований. С примерами таких регламентов можно ознакомиться на официальной странице департамента в сети «Интернет» (https://www.yarregion.ru/depts/dookn/tmpPages/docs.aspx , раздел «Бесплатная юридическая помощь).

5. Полномочия администрации муниципального района в области охраны объектов культурного наследия.

Полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия перечислены в ст. 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ и включают в себя:

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;

2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;

3.1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

4) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются в том числе органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места местного (муниципального) значения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 73-ФЗ меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют, помимо федеральных и региональных органов охраны объектов культурного наследия, местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы (муниципальные органы охраны объектов культурного наследия).

Муниципальным органом охраны объектов культурного наследия, согласно п. 2 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ, осуществляется выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

При предоставлении государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия муниципальным органам охраны объектов культурного наследия надлежит руководствоваться приказом Министерства культуры Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1278 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».

При предоставлении государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия муниципальным органам охраны объектов культурного наследия надлежит руководствоваться приказом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 6 декабря 2016 г. № 51 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия».

6. В перечне выявленных объектов культурного наследия есть утраченные и разрушенные полностью объекты, которые расположены на заброшенных территориях (кладбищах, удаленных деревнях, в которых никто не проживает). Возможно ли исключение указанных утраченных ОКН без проведения историко-культурной экспертизы, в целях экономии бюджетных средств муниципальных образований (внесение в закон 73-ФЗ изменений и т.п.)?

Редакция статьи 23 Федерального закона № 73-ФЗ предполагает, что государственная историко-культурная экспертиза является обязательной при исключении объекта культурного наследия из реестра.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях исключения объекта культурного наследия из реестра.

Проведение государственной историко-культурной экспертизы проводится по инициативе заинтересованного лица в силу пунктов 6, 28 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569.

7. Что делать с выявленными ОКН, собственники которых, не зная о том, что это выявленный объект, зашили сайдингом фасад здания, поменяли окна на пластик и т.п.?

При поступлении в департамент заявлений, обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о фактах ненадлежащего состояния объектов культурного наследия сотрудниками департамента проводятся внеплановые мероприятия по контролю.

По результатам мероприятий по контролю, иных контрольно-надзорных мероприятий к собственникам и иным законным владельцам объектов культурного наследия могут быть применены меры административного взыскания, выданы предписания об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия.

Однако, при отсутствии доказательств того, что владелец объекта культурного наследия знал о наличии в его владении объекта культурного наследия, отсутствуют и основания для привлечения его к административной ответственности по результатам контрольно-надзорных мероприятий.

Указанное, тем не менее, не исключает выдачу предписания о демонтаже, за неисполнение которого, в свою очередь, наступает административная ответственность.

Руководство по соблюдению обязательных требований в области охраны объектов культурного наследияскачать


Дата создания: 31.01.2020 10:58:28

Возврат к списку